Особенности взаимодействия с семьями учащихся в специальном классе на второй ступени общего среднего образования

 

С 2023 учебного года я являюсь классным руководителем 5С класса. Этот класс – является специальным классом, в котором обучаются дети по программе специальной школы, специальной школы-интерната для учащихся с трудностями в обучении. В нашем классе обучаются 11 учащихся, из них 4 мальчика и 7 девочек. Возраст учащихся 11 - 12 лет.

Мое знакомство с детьми одновременно сопровождалось знакомством с их родителями. Я сразу выделила для себя проблемные вопросы: «Смогу ли я пробудить интерес у родителей к совместной работе и вовлечь их в процесс обучения и воспитания? И каким образом мне это сделать?»

Для себя, я поставила задачу: организовать систему работы с родителями. Цель этой работы - помочь ребёнку стать уверенной личностью, которая сможет понимать и принимать общечеловеческие ценности, успешно социализироваться. Ведь здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе.

Родители, воспитывающие детей с особенностями психофизического развития, испытывают нервно-психическую и физическую перегрузку, тревогу за перспективы ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом» становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу» ребенка из-под влияния семьи.

Одной из задач школы является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Обязательным требованием реализации образовательной программы является вовлечение семей в образовательную деятельность.

На самом деле существует очень много направлений нацеленных на налаживание контакта педагога с родителями и вовлечения их в совместную деятельность. Можно выделить основные 4 направления организации работы.

1.               Информационно-аналитическое

Цель- выявить уровень педагогической грамотности в области формирования знаний о безопасном поведении, интересы, потребности, запросы родителей.

Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями позволяют решить следующие задачи

·                  сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника,

·                  получение информации об общекультурном уровне его родителей,

·                  о наличии у родителей необходимых педагогических знаний,

·                  об особенностях конкретного ребёнка и об отношении в семье к нему,

·                  получение информации о запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Среди информационно-аналитических форм организации взаимодействия с родителями часто используются анкетирование, опрос, индивидуальные беседы, наблюдение.

2.               Познавательное направление работы с родителями

Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, формирование у родителей практических навыков воспитания детей.

Это направление включает:

— общешкольные и классные собрания;

— консультации и индивидуальные беседы;

— выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали.

— участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов.

— совместные экскурсии;

— совместное создание предметно-развивающей среды;

— телефон доверия (номер приемной, классного руководителя есть у всех родителей).

— почта доверия;

— семейные проекты.

3.               Наглядно-информационное направление

Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Данное направление включает:

— родительский уголок: включающий различную информацию.

Помещается на стенде практический материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в школе, советы, задания.

— нормативные документы;

— объявления и рекламы; — продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки);

Форма работы через родительские уголки, нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность. Новая, красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой положительный результат.

4.               Досуговое направление

Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.

Это направление самое привлекательное, востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях, посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом. Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей, чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого торжества.

Встречи с родителями на праздничных мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной работы и соответственно авторитет детского сада растет.

По данному направлению можно организовать:

— праздники;

— знакомство с профессиями родителей;

— празднование дней рождения;

— выставка семейной коллекции;

— дни добрых дел;

— акции.

Сейчас я расскажу о том, какие формы взаимодействия с родителями в работе классного руководителя я использую. Считаю целесообразным сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия.

1.               Посещение семьи

Это эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика.

2.               Индивидуальные консультации, беседы

Консультации я провожу по мере необходимости для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем. В процессе бесед с родителями я выясняю необходимые для работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.)

3.               Родительские собрания

Родительские собрания я провожу 1 раз в четверть. Результативность во многом зависит от целенаправленности, подготовительной работы. Практика показывает, что после посещения родителями школы большинство из них не остаются равнодушными к ней. Так родители видят реальные результаты своих детей в учёбе и труде, укрепляется вера в возможности детей.

Чтобы родительское собрание было продуктивным и интересным, я не только информирую родителей об успеваемости детей, о том, кто на каком уровне овладел материалом, но и знакомлю с книгами, рабочими тетрадями, рассказываю о предметах, даю инструкции по выполнению домашнего задания. Помимо этого я использую разнообразные формы (собрание-беседа, собрание-тренинг, собрание-конкурс, вечер вопросов и ответов), методы психологического исследования: беседы, анкетирование. А также активные методы обучения, тренинги, активизирующие игры.

Досуговые мероприятия

В своей работе я использую следующие формы досуга: посещение музеев, концертов, дни именинника, участие в благотворительных акциях, участие в конкурсах. Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Систематические коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, дают хороший результат.

 Совместное участие родителей и детей в творческих конкурсах школьного, городского уровня приносит свои успехи: работы занимают призовые места, дети награждаются почетными грамотами.

Мы очень любим животных и с удовольствием помогаем им. Наша школа ежегодно, два раза в год участвует в акции “Теплые лапы”. Наш класс организовал сбор необходимых зоотоваров для нуждающихся животных, которые находятся под опекой волонтеров «ХэппиПет». В Данной акции учащиеся собирали корм, пресервы, консервы, лежанки, средства для обработки и ухода за животными и так далее.  Весь собранный товар передавали волонтёрам

Когда мы стали активно участвовать в данной акции, нам предложили посетить приют для животных. Совместно с родителями, была организована поездка. Первая поездка совершилась осенью 2022 года.

Волонтёры с удовольствием провели экскурсию и рассказали истории тяжёлой судьбы животных. Дети с радостью отдавали свою ласку и теплоту питомцам и те отвечали им взаимностью. Многие дети заинтересовались забрать питомцев домой.  Весной планируется поездка в новый приют, который находится в Боровлянах. Наш класс призывает всех помогать бездомным животным, брать на передержку и ухаживать. Делать добрые дела, проще чем кажется!

Хочу подвести итог. В трудоемкой работе с учащимися и их родителями, далеко не все дается мне легко. Ежедневно я прилагаю немало усилий, чтобы у детей и родителей оставался интерес к школьной жизни, стараюсь создать благоприятную атмосферу.

Замечательный писатель Лев Кассиль говорил: «Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Тест по предмету “Человек и мир” 4 класс. Тема: Ефросиния Полоцкая

Тест по предмету “Человек и мир” 4 класс