Особенности взаимодействия с семьями учащихся в специальном классе на второй ступени общего среднего образования
С 2023 учебного года я являюсь классным руководителем 5С класса. Этот класс
– является специальным классом, в котором обучаются дети по программе специальной
школы, специальной школы-интерната для учащихся с трудностями в обучении. В
нашем классе обучаются 11 учащихся, из них 4 мальчика и 7 девочек. Возраст
учащихся 11 - 12 лет.
Мое знакомство с детьми одновременно сопровождалось знакомством с их
родителями. Я сразу выделила для себя проблемные вопросы: «Смогу ли я пробудить
интерес у родителей к совместной работе и вовлечь их в процесс обучения и
воспитания? И каким образом мне это сделать?»
Для себя, я
поставила задачу: организовать систему работы с родителями. Цель этой работы -
помочь ребёнку стать уверенной личностью, которая сможет понимать и принимать
общечеловеческие ценности, успешно социализироваться. Ведь здоровье, счастье и
успешность детей - норма жизни в современном обществе.
Родители, воспитывающие детей с особенностями
психофизического развития, испытывают
нервно-психическую и физическую перегрузку, тревогу за перспективы ребенка. Родители, не
владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей
развития ребенка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это,
как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных
межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, «авторитетом»
становится внешнее, зачастую негативное окружение, что приводит к «выходу»
ребенка из-под влияния семьи.
Одной из задач школы является обеспечение
психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
укрепления здоровья детей. Обязательным требованием реализации образовательной
программы является вовлечение семей в образовательную деятельность.
На самом деле существует очень много
направлений нацеленных на налаживание контакта педагога с родителями и
вовлечения их в совместную деятельность. Можно выделить основные 4 направления
организации работы.
1.
Информационно-аналитическое
Цель- выявить уровень педагогической
грамотности в области формирования знаний о безопасном поведении, интересы,
потребности, запросы родителей.
Информационно-аналитические формы
организации взаимодействия с родителями позволяют решить следующие задачи
·
сбор,
обработка и использование данных о семье каждого воспитанника,
·
получение
информации об общекультурном уровне его родителей,
·
о
наличии у родителей необходимых педагогических знаний,
·
об
особенностях конкретного ребёнка и об отношении в семье к нему,
·
получение
информации о запросах, интересах, потребностях родителей в
психолого-педагогической информации.
Среди информационно-аналитических форм
организации взаимодействия с родителями часто используются анкетирование,
опрос, индивидуальные беседы, наблюдение.
2.
Познавательное
направление работы с родителями
Цель: направлено на ознакомление родителей
с возрастными и психологическими особенностями детей, формирование у родителей
практических навыков воспитания детей.
Это направление включает:
— общешкольные и классные собрания;
— консультации и индивидуальные беседы;
— выставки детских работ, поделок,
изготовленные вместе с родителями. Участвуя в изготовлении поделок, родители
раскрывают интересы и способности, о которых и сами не подозревали.
— участие родителей в подготовке и
проведении праздников, развлечений, досугов.
— совместные экскурсии;
— совместное создание
предметно-развивающей среды;
— телефон доверия (номер приемной,
классного руководителя есть у всех родителей).
— почта доверия;
— семейные проекты.
3.
Наглядно-информационное
направление
Цель: даёт возможность донести до
родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских
обязанностях и ответственности.
Данное направление включает:
— родительский уголок: включающий
различную информацию.
Помещается на стенде практический
материал, дающий понять, чем занимается ребёнок в школе, советы, задания.
— нормативные документы;
— объявления и рекламы; — продуктивная
деятельность детей (рисунки, поделки);
Форма работы через родительские уголки,
нормативные документы, объявления и рекламы, продуктивную деятельность. Новая,
красиво оформленная информация быстро привлекает внимание родителей и даёт свой
положительный результат.
4.
Досуговое
направление
Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения,
эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Это направление самое привлекательное,
востребованное, полезное, но и самое трудное. Это объясняется тем, что любое
совместное мероприятие позволяет родителям увидеть изнутри проблемы своего
ребёнка, сравнить его с другими детьми, увидеть трудности во взаимоотношениях,
посмотреть, как делают это другие, т. е. приобрести опыт взаимодействия не
только со своим ребёнком, но и с родительской общественностью в целом.
Праздники необходимо проводить не для родителей, а с привлечением родителей,
чтобы они знали, сколько хлопот и труда надо вложить при подготовке любого
торжества.
Встречи с родителями на праздничных
мероприятиях всегда мобилизуют, делают наши будни ярче, от этого растёт наша
самооценка, как педагога, у родителей появляется удовлетворение от совместной
работы и соответственно авторитет детского сада растет.
По данному направлению можно организовать:
— праздники;
— знакомство с профессиями родителей;
— празднование дней рождения;
— выставка семейной коллекции;
— дни добрых дел;
— акции.
Сейчас я
расскажу о том, какие формы взаимодействия с родителями в работе классного руководителя
я использую. Считаю целесообразным сочетание коллективных, групповых и
индивидуальных форм взаимодействия.
1.
Посещение
семьи
Это
эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении
семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика.
2.
Индивидуальные
консультации, беседы
Консультации
я провожу по мере необходимости для того, чтобы преодолеть беспокойство
родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего
контакта между родителями и учителем. В процессе бесед с родителями я выясняю
необходимые для работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения,
интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и
т.д.)
3.
Родительские
собрания
Родительские
собрания я провожу 1 раз в четверть. Результативность во многом зависит от
целенаправленности, подготовительной работы. Практика показывает, что после
посещения родителями школы большинство из них не остаются равнодушными к ней.
Так родители видят реальные результаты своих детей в учёбе и труде, укрепляется
вера в возможности детей.
Чтобы
родительское собрание было продуктивным и интересным, я не только информирую
родителей об успеваемости детей, о том, кто на каком уровне овладел материалом,
но и знакомлю с книгами, рабочими тетрадями, рассказываю о предметах, даю
инструкции по выполнению домашнего задания. Помимо этого я использую
разнообразные формы (собрание-беседа, собрание-тренинг, собрание-конкурс, вечер
вопросов и ответов), методы психологического исследования: беседы,
анкетирование. А также активные методы обучения, тренинги, активизирующие игры.
Досуговые мероприятия
В своей
работе я использую следующие формы досуга: посещение музеев, концертов, дни
именинника, участие в благотворительных акциях, участие в конкурсах. Подобные
мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта
между учителем и родителями. Систематические коллективные дела класса,
проводимые совместно с родителями, дают хороший результат.
Совместное участие родителей и детей в
творческих конкурсах школьного, городского уровня приносит свои успехи: работы
занимают призовые места, дети награждаются почетными грамотами.
Мы очень
любим животных и с удовольствием помогаем им. Наша школа ежегодно, два раза в
год участвует в акции “Теплые лапы”. Наш класс организовал сбор необходимых зоотоваров для нуждающихся
животных, которые находятся под опекой волонтеров «ХэппиПет». В Данной
акции учащиеся собирали корм, пресервы, консервы, лежанки, средства для
обработки и ухода за животными и так далее. Весь собранный товар передавали волонтёрам
Когда мы
стали активно участвовать в данной акции, нам предложили посетить приют для
животных. Совместно с родителями, была организована поездка. Первая поездка
совершилась осенью 2022 года.
Волонтёры с
удовольствием провели экскурсию и рассказали истории тяжёлой судьбы животных.
Дети с радостью отдавали свою ласку и теплоту питомцам и те отвечали им
взаимностью. Многие дети заинтересовались забрать питомцев домой. Весной планируется поездка в новый приют,
который находится в Боровлянах. Наш класс призывает всех помогать бездомным
животным, брать на передержку и ухаживать. Делать добрые дела, проще чем
кажется!
Хочу подвести
итог. В трудоемкой работе с учащимися и их родителями, далеко не все дается мне
легко. Ежедневно я прилагаю немало усилий, чтобы у детей и родителей оставался
интерес к школьной жизни, стараюсь создать благоприятную атмосферу.
Замечательный
писатель Лев Кассиль говорил: «Семья и школа – это берег и море. На берегу
ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним
открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это
не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Комментарии
Отправить комментарий