Конспект открытого урока по предмету «Русский язык» в 5 «С» классе (6-ый год обучения)


Тема: Морфологическая, синтаксическая, пунктуационная нормы

Цель: Формирование умений определять и не нарушать морфологическую, синтаксическую, пунктуационные нормы.

Задачи:1. Закреплять навык правильного употребления в речи слов, словосочетаний и предложений, навыка постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами

2. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь

3. Развивать национальное самосознание, любовь к родной земле в процессе выполнения упражнений

Оборудование: мультимедиа, доска, тетради, ручки, простой карандаши, наглядный материал, карточки с заданиями

Ход занятия:

I.Организационный момент:

– Доброе утро, ребята! Ребята, какой у нас сейчас урок? (русский язык). Который по счету? Какое сегодня число? (6 октября). Да правильно. Сегодня 6 октября.

          А новый день – как листик чистый

Ты сам решаешь: что, куда…

Начни его с хороших мыслей –

И всё получится тогда!

Я рада снова видеть вас на нашем уроке. И как всегда я рассчитываю на вашу помощь и поддержку. Давайте сейчас поприветствуем друг друга, улыбнемся и начнем урок

Желаю, чтобы у вас всё получилось сегодня.

Ребята, проверьте свою готовность на уроке. На парте должны лежать тетради, учебники, дневники, ручки, карандаши, линейки.

II.Основная часть:

2.1 Проверка домашнего задания.

страница 38, упражнение 60

Поставьте ударение в словах.

Аэропорты, обеспечение, звонишь, пуловер, кухонный, отдали (долг), конечно, форзац, дала(задание), эпиграф, (смотреть) на доску, щавель, туфля, свекла, процент, жила (в деревне), жалюзи

На доске записаны слова. Учитель вызывает одного ученика. Он расставляет ударение. Проверяется и обсуждается всем классом.

Над какой языковой нормой вы работали, выполняя задания? (Произносительная)

Молодцы!

2.2 Минутка чистописание

          Ф ф Ф ф Ф ф

Словарные слова: Форель, досуг, искусство

Пословица: Человек без родины — что соловей без песни.

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек без родины — что соловей без песни. Смысл пословицы. Смысл этой пословицы в том, что человеку нужна Родина, он в ней нуждается. Ведь соловей прожить без песни не может. Так и человек не может без Родины. Даже, если человек будет жить на чужбине, он все равно будет скучать по родине.)

       2.3 Подведение к теме

Ребята, на прошлом уроке, мы с вами знакомились с языковыми нормами. Давайте с вами повторим правила. Кто хочет рассказать?

А сейчас перед вами задания на доске. Вам нужно сложить пазл, соотнося названия языковой нормы с обозначением. Например: Произносительные нормы- правила произношение слов.

Виды нормы

Содержание

Произносительные

правила произношения и ударения

Орфографические

правила написания слов

Морфологические

правила употребления форм слова

Словообразовательные

правила образования слов

Синтаксические

правила построения словосочетаний и предложений

Пунктуационные

правила использования знаков препинания на письме

Сегодня, мы с вами продолжаем знакомиться с языковыми нормами. Тема нашего урока: морфологическая, синтаксическая и пунктуационная нормы

         2.4 Морфологическая. Задание на карточке

Допиши окончания. Обозначь их

Ясное неб.., нетороплив.... реку, ракушка из

мор.., ярким солнц...., гулять во двор.., любить

родин.., зреет клубник.., любим.... игрушка,

красн.... от волнения, выйти из дом...

           2.5 Физкультминутка

Капитан Краб

2.6 Синтаксическая

Составь из слов предложения и запиши получившийся текст. Подчеркни грамматическую основу в каждом предложении.

          1. осень, золотая, насупила.

2. в, оделись, праздничный, деревья, наряд.

3. берёзы, монетками, листочки, золотыми, горят.

4. дует, холодный, часто, ветер.

5. листья, кружатся, в, красиво, воздухе.

2.7 Пунктуационная

В конце каждого предложения поставить нужный знак - точку, вопросительный или восклицательный знак.

Первое сентября дети снова пришли в школу здравствуй родная школа здравствуйте дорогие учителя звенит звонок ученики с волнением входят в классы все ли пришли хорошо ли отдохнули.

 

Первое сентября.

Дети снова пришли в школу.

Здравствуй, родная школа!

Здравствуйте, дорогие учителя!

Звенит звонок.

Ученики с волнением входят в классы.

Все ли пришли?

Хорошо ли отдохнули?

2.8 Задание в учебнике Дополнительное задание)

Упр. 68 1 Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного языка.

Озаглавьте его.

2 Спишите второй абзац текста, решая пунктуационные задачи

в последнем предложении.

Школа по-гречески означает ‘досуг, отдых’. Однако греки называли так вовсе не место для безделия. Они имели в виду свободные, на досуге, беседы умных и образованных людей со своими учениками о разных науках.

На первых порах в греческих школах действительно проводились только беседы. Но позднее появились самые  настоящие школы. В них детям преподавали чтение письмо счёт гимнастику музыку поэзию искусство слова (по Г. Юрмину).

III. Заключительная часть

Подведение итогов

Вывод.

- Сегодня на уроке вы работали с нормами русского литературного языка: морфологической, пунктуационной, синтаксической

На этом наш урок заканчивается.

1. Рефлексия: На уроке я узнал…..Мне на уроке понравилось ….Мне показалось трудным

2. Оценивание деятельности детей на уроке с комментированием.

3.  Домашнее задание

 Упр.67 1 Прочитайте текст. Подберите к нему заглавие.

2 Спишите текст, решая орфографические и пунктуационные задачи.

Есть много прекрас(?)ных ра(с/сс)казов из истории к..ртофеля. В XVI веке один адмирал привёз из (А/а)мерики в (А/а)нглию первый к..ртофель и пос..дил его кусты в своём имении. Однажды х..зяин решил угостить заморск(им/ой) овощ(ем/ью) своих друзей. Пов..р по..жарил в масл.. лист..я и стебли к..ртофеля. Гостям новое блюдо (не)пришлось по вкусу. Адмирал прик..зал уничтожить поса..ки. Кусты они сожгли но в золе нашли печёные клубни. Печёный к..ртофель всем очень п..нравился (по В. Черкасову).

3 Назовите нормы, знание которых необходимо при выполнении

заданий к тексту.

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Тест по предмету “Человек и мир” 4 класс. Тема: Ефросиния Полоцкая

Тест по предмету “Человек и мир” 4 класс