Конспект открытого урока по предмету «Русский язык» в 4 «А» классе (5-ый год обучения

 Тема: Склонения имен существительных

Цель: Формирование умения определять склонение имён существительных

Задачи:1. Формировать умение распознавать тип склонения имён существительных по совокупности признаков (род, окончание в именительном падеже)

2. Развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, произвольное внимание;

3. Развивать национальное самосознание, любовь к родной земле или традициям в процессе выполнения упражнений

Оборудование: мультимедиа с презентацией, доска, тетради, ручки, простой карандаши, наглядный материал, карточки с заданиями

Ход занятия:

I.Организационный момент:

- Доброе утро!

Ребята, какой у нас сейчас урок? (русский язык). Который по счету? Что мы делаем на уроке русского языка? Какое сегодня число? (24 ноября). Да правильно. Сегодня 24 ноября.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ли на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

-Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Улыбнитесь мне, а я-вам!

- Желаю успехов вам на уроке!

За каждое правильно выполненное задание вы будете получать элемент пазла, а в конце, если хорошо поработаете -  у вас получится целый пазл.

II.Основная часть:

1.  Проверка домашнего задания.

Откройте тетради, я пройду и посмотрю наличие домашнего задания.  Хорошо.

2.2 Минутка чистописания. Словарная работа

Теперь откройте тетради и запишите число, классная работа.

Урок русского языка учит нас грамотному и красивому письму. На минутке чистописания мы будем прописывать букву, но какую – нам нужно угадать, так как тучка закрыла карточку с буквой.

       для конспекта

 

- Посмотрите на тучку и скажите, как вы думаете, какую букву мы будем прописывать? Почему? (Рр)

- Откройте тетради и пропишите по образцу букву Рр.

Дальше прописываем словосочетание с этой буквой

Ар, ор, ур, ир………

Запишите словарные слова: троллейбус, государство, карман, директор, грамота.  Обязательно поставьте ударение и подчеркните буквы!

Вы справились с минуткой чистописание и получаете первый элемент пазла.

3. Актуализация знаний (кроссворд)

Скажите пожалуйста, какой частью речи являются эти слова?

Правильно, данные слова являются существительными

Ребята, давайте вспомним, а что такое существительное?

Имя существительное – огромная страна, И нами лишь частично изучена она. Сегодня на уроке мы продолжим исследовать имя существительное, будем открывать новые знания. Узнаем, что-то новое об этой части речи.

Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, нам нужно разгадать кроссворд.

Каждому по очереди я буду задавать вопрос, вы должны ответить. Дальше вы выходите и пишите маркером полученное слово.

1.               У существительных оно может быть единственное и множественное.

2.               Самая главная часть в слове. В ней заключено общее лексическое значение всех родственных слов

3.               Каким членом предложения является имя существительное в именительном падеже?

4.               Имена существительные бывают мужскогоженского и среднего

5.               Имя существительное, называющее живой предмет и отвечающее на вопрос кто?

6.               Что обозначает имя существительное?

7.               Слова, которые нельзя проверить, а можно лишь запомнить или проверить по словарю

8.               Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. Стоит после корня или суффикса.

9.               Сколько падежей у существительного?

По вертикале у нас получилось слово склонение. (дети получают второй элемент пазла)

Темой нашего сегодняшнего урока будет три склонения имён существительных

4. Правила

(Учитель объясняет и одновременно тема транслируется на слайдах)

Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:

К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а, -я в именительном падеже, единственного числа

Например: вода, дядя, земля.

Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием -  и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже, единственного числа

Например: стол , конь , трамвай , яблоко, поле.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием (с мягким знаком на конце) в именительном падеже, единственного числа

Например: лошадь , степь , рожь , радость , ночь .

Чтобы определить склонение имён существительных в И. п.  надо:

1.               Определить род имен существительных

2.               Выделить окончание

3.               По роду и окончанию определяем склонение

5. Физкультминутка

Сделаем физкультминутку. Стали все возле своих парт.

(Капитан краб)

Молодцы ребята, вы очень старались повторять все движения, поэтом получаете ещё один элемент

6. Домики (задание на доске)

Ребята, посмотрите пожалуйста на доску. Перед вами три домиками. Нам нужно распределить существительные в три домика

В первом домике будут жить существительные 1-го склонение

Во втором домике существительные второго склонение

В третьем домике существительные третьего склонение

Я буду каждого вызывать к доске, вы подходите, берёте карточку со словом, читаете это слово и крепите к нужному домику. Обязательно нужно объяснить почему вы так решили. Всем всё понятно?

Слова: Печь, деревня, небо, конь, помидор, радость, крыша, дядя, старость, солнце, рыба, букварь, капля, облако, рожь, честь, дорога, полночь

 

(Дети получают четвёртый элемент)

7. Игра «Четвёртый лишний» (задание в группах)

Найди в каждой строке лишнее слово и выдели его.

Мелочь, дочь, ночь, конь                                                    

Весна, река, стекло, книга

Солнце, яйцо, колесо, честь

Кирпич, мышь, сторож, луч,

дядя, добро, юноша, папа

(Дети получают пятый элемент пазла)

     8. Задание в учебнике (индивидуальное)

Откройте учебники на странице 111, упражнение 182

Подберите к каждой тройке прилагательных подходящее по смыслу существительное. Запишите имена существительные. Обозначьте у них окончания. определите склонение.

Яркое, ласковое, весеннее — ... . (солнце)

Стройный, красивый, высокий — (тополь)... .

Дальняя, крутая, трудная — ... .    (дорога)

Мягкий, тёплый, пушистый — .    (плед)... .

Шустрая, серая, маленькая — .... .(мышь)

(Дети получают последний элемент пазла)

        9. Дополнительное задание

Подберите и запишите к словам синонимы. Определите склонение всех имён существительных.

отец-  ______________                       неправда-___________

 деревня-  ____________                      зной- ______________

 везение-______________                    луна-_______________

        III. Заключительная часть

Рефлексия.

Ребята, давайте с вами посмотрим на доску?  Что у нас получилось? (Карта Республики Беларуси). Правильно, ребята скажите пожалуйста, а какой город является столицей нашей республики? А что является государственной символикой?

На этом наш урок заканчивается.

1. Рефлексия: На уроке я узнал…..Мне на уроке понравилось ….Мне показалось трудным

2. Оценивание деятельности детей на уроке с комментированием.

3. Домашнее задание: задание на карточках

Запишите слова в три столбика.

Книжка, матрешка, братишка, берег, болезнь, остров, зверь, мысль, сынишка, ночь, восход, дядя, сияние.

 

1-е скл.

2-е скл.

3-е скл.

 

 

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Тест по предмету “Человек и мир” 4 класс. Тема: Ефросиния Полоцкая

Тест по предмету “Человек и мир” 4 класс