Конспект урока по предмету «Человек и мир» в 3 «С» классе (4-ый год обучения)

            Тема: «Для чего нужна экономика»

Цель: Формирование представлений учащихся об основных понятиях экономики.

 

Задачи:

1. Формировать представления о понятии потребность, товар, услуга, бартер. Дать сведенья об истории возникновение денег;

2. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать, делать выводы; обогащать словарный запас детей новыми терминами;

3. Прививать интерес к изучаемому предмету.

 

Оборудование: телевизор, видео, презентация, учебники, карточки с заданиями

 

Ход урока:

I.  Организационный момент

1.    Приветствие.

Ребята, добрый день! Как ваше настроение?  Желаю, чтобы ваше настроение оставалось хорошим в течении всего урока!

Прежде чем приступить к проверке домашнего задания, давайте вспомним правила поведения на уроке (Дети обращаются к подсказке, которая висит возле доски)

·  Во время урока веди себя тихо и спокойно;

·  не разговаривай с соседями;

·  не отвлекайся на посторонние вещи;

·  выполняй всё, что говорит учитель;

·  подними руку, если хочешь что-то спросить у учителя;

·  не кричи с места;

·  не перебивай своих одноклассников, если они отвечают.

II. Основная часть.

2.1 Проверка домашнего задания.

Итак, ребята, мы с вами прошли целый раздел. В данном разделе мы учили, что такое речь, общения. Как себя нужно правильно вести при разговоре с другим человеком. Также изучали какие вежливые слова есть в русском языке. Что можно говорить, а чего нельзя.

Проверим домашнее задание. Поиграем в игру

Игра «Хлопаем и топаем»

Я буду читать разные ситуации, а вы если согласны, то хлопаем, если не согласны, то топаем.

1. Никогда не делись игрушкой с другом.

2. Старайся помочь другу сделать то, что у него не получается.

3. Не старайся всегда быть первым.

4. Злись и завидуй, когда проигрываешь.

5. Не ссорься с друзьями, старайся играть дружно.

6. Никогда не уступай, спорь по пустякам и ругайся.

7. Зазнавайся, если что-то можешь сделать лучше других.

8. Умей принять помощь, совет и замечания друга.

9. Если друг попал в беду, не помогай ему.

2.2 Сообщение темы урока.

Найди лишнее слово: (Дети делают обобщение и находят лишнее слово)

Потребности, солнце, вода, воздух. (Неживая природа)

Платье, экономика, костюм, пальто. (Одежда)

Мясо, молоко, товар, хлеб. (Продукты питания)

(Убрать лишние слова, оставить на доске только: товар, экономика, потребность)

 Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (Ответы детей: Я думаю, что разговор пойдёт об экономике, потребностях, товаре)

– Сегодня на уроке я помогу вам узнать, какова роль экономики в нашей жизни; научиться различать понятия «потребность», «товар», «услуга», обнаруживать взаимосвязи между ними. Также познакомимся, как появились деньги.

2.3 "Потребность"

Скажите, а какие у вас потребности? Что вам нужно для жизни (Ответы детей: Дружба, одежда, любовь и внимание, тепло и свет солнца, воздух, вода, продукты, любовь и внимание и т.д.)

(Потребность - это всё, что нужно людям для жизни.)

-  Все потребности можно разбить на три группы. 

Естественные - это потребности природные, то, что дает нам природа.

(Воздух, вода, тепло, солнце, земля, полезные ископаемые, насекомые, звери.)

Общественные – потребности, которые нам даёт общение между людьми.

(Семья, друзья, дружба, помощь, учитель, ученики.)

Экономические – это потребности материальные. То, что мы можем купить.

(Хлеб, дом, телефон, машина, телевизор, одежда.)

2.4 Работа в парах (по карточкам).

- Перед вами предметы. Попробуйте определить одним словом, какие потребности они удовлетворяют и соедините стрелками

А. Мясо, бананы, молоко, хлеб, яблоки – пища.

Б. Книга, школа, библиотека, институт – образование.

В. Прививка, таблетки, градусник, бинт – здоровье.

Д. Сок, вода, чай – жажда.

Е. Кровать, подушка, одеяло – сон.

Ж. Печь, камин, батарея, костер – тепло.

К. Газеты, книги, радио, телевизор – информация.

2.5 Товар и услуга

 Все эти потребности дает нам экономика. (Рассказ учителя о понятии «экономика»).

– Слово «экономика» произошло от двух греческих слов «экос» и «номос». «Экос» означает «дом», «домашнее хозяйство». «Номос»-означает «правило», «закон». Получается, что экономика – это правила и законы ведения домашнего хозяйства.

 Главная задача экономики – направлена на удовлетворение разнообразных потребностей людей. Для этого люди в свою очередь производят различные товары и услуги.

 Чем же отличается товар от услуги?

Товар -   это все, что продается покупается, представляет объект рыночных отношений, сделок между продавцами и покупателями

Услуга –- это работа, которую люди выполняют , чтобы удовлетворить те или иные потребности людей

2.6 Физминутка  "Фиксики помогатор"

(Видео на экране)

2.7 "Товар или услуга"

Ребята, сейчас я вам раздам картинки. Вам нужно определить, что на ней товар или услуга и подойти к табличке с нужным определением

2.8 "Что такое деньги"

Дети, что такое деньги? (Ответы учащихся)

 «Деньги – металлические и бумажные знаки (в докапиталистических формациях – особые товары), являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления».

А сейчас нам Миша, расскажет про историю возникновение денег.Все внимательно слушаем.

Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Они просто обменивались друг с другом различными предметами. Обменивать товары было очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Например, за одного барана можно было получить два топора или четыре кувшина. Но человеку, например, нужен был только один топор, или один кувшин.

Как упростить обмен? Нужен был такой товар, на который можно было бы всегда обменять любой другой товар, или положить его про запас, чтобы, когда это будет нужно, совершить обмен. В России это были шкурки пушных зверей: белка, куница, соболь. Но с развитием торговли между странами нужен был такой товар, который бы ценился во всех странах и на него везде и всегда можно было бы обменять любые товары. Первыми мировыми деньгами были раковины каури с Мальдивских островов в Индийском океане. Маленькие, удобные, прочные и красивые, они служили деньгами во многих странах Азии, Африки и Европы. Ракушки каури довольно редки, обработка их требовала немалого труда, к тому же они ценились как украшение. Но самыми удобными деньгами оказались металлические. Их изготавливали из драгоценных металлов. За деньги можно было продать свой товар в разных странах и купить тот, который нужно. Металлические деньги можно было копить на чёрный день. Они не портились и не теряли своей ценности, особенно золотые и серебряные монеты. Но у металлических денег всё же оказался важный недостаток – они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далёкими странами, было опасно и неудобно возить с собой такой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Так впервые появились на свет бумажные деньги, Сегодня деньгами оплачиваются вещи, продукты и услуги – всё, во что вложен труд человека. Поэтому говорят, что деньги – это особый товар, известное количество которого всегда оказывается равноценным любому другому товару и может быть на него обменяно.

Итак, ребята существует два способа обмена: бартер и купля-продажа. Бартер — это прямой обмен одних товаров на другие. Купля-продажа — обмен, в котором участвуют деньги. Купить или продать товар — это значит обменять его на какое-то количество денег. На какое именно указывает цена товара.

 Что такое бартер? (Прямой обмен одних товаров на другие). Приведите примеры бартера.

- Что такое купля-продажа? (Обмен, в котором участвуют деньги).

2.9 Сказочная викторина, «Какой обмен совершается?»

- Перед вами эпизоды из сказок. Определите, с какой сказки этот эпизод и какой обмен совершается,

  1. «Гуси – Лебеди»

– Речка–матушка, спрячь меня!

– Съешь моего киселя!

Нечего делать, съела. Речка ее посадила под бережок, гуси пролетели”. (Бартер)

2. «Муха – Цокотуха»

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

(Купля – продажа)

3. «По щучьему велению»

Вдруг щука говорит ему человечьим голосом:

— Емеля, отпусти меня в воду, я тебе пригожусь.

А Емеля смеется:

— На что ты мне пригодишься? Нет, понесу тебя домой, велю невесткам уху сварить. Будет уха сладка.

Щука взмолилась опять:

— Емеля, Емеля, отпусти меня в воду, я тебе сделаю все, что ни пожелаешь.

— Ладно, только покажи сначала, что не обманываешь меня, тогда отпущу.

Щука его спрашивает:

— Емеля, Емеля, скажи — чего ты сейчас хочешь?

— Хочу, чтобы ведра сами пошли домой и вода бы не расплескалась... (Бартер)

2.10 Дополнительное задание

История: “От бумажных копеек до стальных. Как менялись деньги в суверенной Беларуси”

Просмотр видеоролик о деньгах разных стран

III. Заключительная часть.

На этом наш урок заканчивается.

1.  Рефлексия: На уроке я узнал…..Мне на уроке понравилось ….Мне показалось трудным

2. Оценивание деятельности детей на уроке с комментированием.

3. Домашнее задание: задание на карточке

 

Выбери правильный ответ, впиши букву правильного ответа в пустую колонку

1.Экономика это …

 

  к - природа

  б - хозяйственная деятельность людей

 

 

 

2. Потребности – это …..

 

  р - всё, что требуется людям для жизни.

  о - умение видеть красивое вокруг себя

 

 

 

3.Главная задача экономики – это удовлетворение:

 

  т - возможностей людей

  а - потребностей людей

 

 

 

4. Что изображено на рисунке?

   Рисунок

  в - товары

  н - услуги

 

 

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Тест по предмету “Человек и мир” 4 класс. Тема: Ефросиния Полоцкая

Тест по предмету “Человек и мир” 4 класс