Конспект подгруппового логопедического занятия
Тема: Буквы Ж - Ш.
Задачи:
1. закреплять знания детей о согласных звуках. Учить
выделять
звуки Ж - Ш в словах, словосочетаниях и предложениях, соотносить звуки с
буквами и символами;
2. познакомить детей со
сравнительной характеристикой, звуков Ж - Ш, нормами их артикуляции;
3. развивать навыки звукобуквенного анализа
и синтеза, употребления существительных в косвенных падежах;
4. развивать зрительное и
слуховое
восприятие, внимание и память
Оборудование: буквы Ж - Ш (запись на доске); символы для ,
обозначения
звуков Ж - Ш; картинки с изображением жука и букашки; картинки с изображением
насекомых: муравьев, пчелы, жужелицы; альбомы.
Ход занятия
I.
Оргмомент
-Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу. Назовите каждый по
очереди свое имя ласково, так как вас называет мама/
II. Основная часть
2.1Развитие фонематического восприятия и слухового внимания
Дефектолог: Прочитайте
стихотворение и подчеркните наиболее часто встречающуюся букву. Назовите парный согласный для звука Ш. '
Камышам шуршала мышь:
Ветер вам нарушил
тишь!
Шепчут тихо камыши:
Тихо, мышка, не шурши!
2.2 Сформулировать тему занятия и записать ее на
доске. Соотнесение звуковЖ-Ш с буквамиЖ-Ш и символами для их обозначения
2.3 Знакомство с героями занятия
Дефектолог: Составьте имена героев занятия по первым
буквам слов-картинок. Запишите эти имена и выделите буквы Ж — Ш. Ряды картинок:
- жук, оса, ракушка,
аист (Жора);
-
мак, арбуз, шар, абрикос (Маша).
Дефектолог:
Герои
сегодняшнего занятия - жук Жора и букашка Маша. .
2.4 . Развитие слуховой памяти.
Дефектолог: Послушайте сказку и
запомните слова со звуками Ж - Ш. Назовите слова для жука и букашки.
«Жили-были
жук Жора и букашка Машка. Один раз Жора упал с дерева - ушиб лапку и повредил
крылышко. Машка полетела за доктором - желтокрылой жужелицей. Жужелица прожужжала, что
на крылышко нужно делать примочки из листьев шиповника и жасмина. Машка
выполнила
все указания доктора. Она нежно ухаживала за Жорой. Через некоторое время жуку
Жоре стало лучше».
2.5. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слога (задание
Дефектолог: Вскоре жук почувствовал себя лучше. Но больное
крылышко все еще напоминало о себе. Букашка решила слетать за новыми
листочками. Помогите букашке добраться до кустов шиповника и жасмина.
Пройдите, по дорожкам - составьте и запишите слоги с буквами Ж - Ш.
Дети составляют слоги с гласными А, У, И, Ю,
Е.
2. 6 Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания
Дефектолог: После лечения Машка и
Жора захотели навестить своих друзей муравьев. Они побежали по дорожке. Навстречу им спешат
муравьи. Они несут к муравейнику длинные соломинки. Помогите муравьям: составьте
словосочетания
из слов левого и правого столбиков. Запишите их, выделите буквы Ж - Ш.
ШОВ ЗМЕИНАЯ
КАРАНДАШИ ГРУБЫЙ
КОЖА ЦВЕТНЫЕ
ШТАНИШКИ ТИХИЙ
ШОРОХ КОРОТКИЕ
2. 7 Писихогимнастика.
Дефектолог: После тяжелой работы
насекомые решили немного отдохнуть. Уселись под кустом шиповника. Муравьи предложили поиграть в
такую игру: кто лучше других изобразит мимикой то задание, которое они придумают, получит сладкий приз от тетушки пчелы. Жук и букашка
согласились, к тому же они сильно проголодались за время работы. Итак:
-
ты стал кислым как лимон;
- ты превратился в
хитрую лисичку;
- ты стал колючим и
сердитым ежиком;
- а теперь ты
превратился в ласковое летнее солнышко.
2.8. Развитие языкового анализа и синтеза на уровне текста (
задание
Дефектолог: Тетушка пчела не смогла выбрать лучшего, потому что все были
хороши! Она всех угостила медом! Машка и Жора побежали дальше и увидели на дереве
странное объявление.
Прочитайте предложения. Можно ли назвать прочитанное вами связным текстом? Почему?
Запишите предложения
так, чтобы получился рассказ. Выделите в словах буквы Ж — Ш.
Учащиеся первого класса выполняют задание устно, учащиеся второго и
третьего класса — письменно.
-
Однажды мы гуляли с товарищем в лесу.
- Он старался наколоть
себе на иголки как можно больше
яблок.
- Потом подбежал к куче
яблок и стал накалывать яблоки.
- Зверек подбежал к
стогу сена и спрятался там.
- Так ежик делал свои
запасы.
- По дорожке бежал ежик
с яблоками на иголках.
- Потом ежик опять
побежал в укрытие.
- Он перевернулся на
спинку и сбросил яблоко в стог.
Исправленный текст:
Однажды мы гуляли с товарищем в лесу. По дорожке бежал ежик с яблоками
на иголках. Зверек подбежал к стогу сена и спрятался там. Потом подбежал к куче
яблок и стал накалывать яблоки. Он старался наколоть себе на иголки как можно больше
яблок. Потом ежик опять побежал в укрытие. Он перевернулся на спинку и сбросил
яблоко в стог. Так ежик делал свои запасы.
III.Заключительная часть
Дефектолог: Назовите из текста слова для букашки Машки. Теперь для жука Жоры.
Какие буквы и звуки любит каждый из них?
Комментарии
Отправить комментарий