Конспект подгруппового логопедического занятия

 Тема: Посуда

Цель: расширение и активизация словаря по теме «Посуда»

Задачи:

1. Формировать представление детей о посуде, и ее видах

2. Формировать умение  составлять описательный рассказ на основе схемы.

3. Закреплять умение образовывать уменьшительно- ласкательные слова

4. Закреплять умение согласовывать имена существительные с числительными.

Оборудование: предметные картинки, разрезные картинки.

Речевой материал: Слова: сковорода, кастрюля, вилка, нож, ложка, тарелка, стакан, кружка, чашка, половник, кувшин, миска, сахарница, хлебница, чайник, душлаг, солонка, перечница.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее)

- Ребята, скажите пожалуйста, какой у нас сейчас месяц ( октябрь)

- А день недели? (среда)

- Число сегодняшнее? (17)

- Молодцы, все правильно. Сегодня, среда, 17 октября.

II.Основная часть

2.1 Вводная беседа.

-Нам сегодня почтальон принес посылку. Хотите узнать, что в ней?

Описание: Логопед открывает посылку. На дне лежат разрезные картинки из четырех частей по теме «Посуда». Детям необходимо собрать картинку.

- Здесь что-то рассыпалось, помогите собрать.

-Александра, что у тебя получилась (кружка)

А у тебя, Ксения (чайник)

- А как мы можем назвать одним словом, что это? (посуда)

-Правильно, тема сегодня нашего занятие посуда.

- А для чего нужна посуда, вы знаете? ( В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят)

- Совершенно верно.

- Ребята, я буду показывать вам картинки, а вы должны их назвать по-порядку.

- Давай, Александра начнем с тебя.

Слова: сковорода, кастрюля, вилка, нож, ложка, тарелка, стакан, кружка, чашка, половник, кувшин, миска, сахарница, хлебница, чайник,душлаг, солонка, перечница

2.2  Изучение нового материала.

- Вы много назвали предметов посуды. А чем они отличаются друг от друга? (Цветом, размером, материалом и т.д)

- Совершенно верно. Различать посуду по цвету и размеру вы умеете, а я предлагаю вам научиться различать её по способу применения, а вы поможете мне в этом.

Описание: Логопед загадывает загадку, дети ее отгадывают. После этого он показывает предметную картинку, посуды, которую отгадали дети.

- Отгадайте загадку

1. Чайника подружка

Имеет два ушка,

Варит кашу, суп для Юли.

И зовут её…

(Кастрюлей)

2. Из железа, чугуна -

С длинной ручкой и кругла,

Жарь на ней ты без труда!

Это что?

(Сковорода)

 

- Для чего используют эту посуду? ( Для приготовления пищи)

- Где готовят пищу? ( Пищу готовят на кухне)

- Значит, как можно назвать такую посуду? ( Кухонная)

- Верно. Посуда, в которой готовят пищу, называется кухонная.

3. Чтоб поужинать всем дружно,

Что на стол поставить нужно?

Глубокую иль мелкую

Для еды...

(Тарелку)

4. По моей тарелке лодочка плывёт.

Лодочку с кашею отправляю в рот.

(Ложка)

- Для чего используют эту посуду? (Для приёма пищи)

- Где принимают пищу? ( Пищу принимают за столом)

- Значит, как называется такая посуда? (Столовая)

- Правильно. Посуда, из которой принимают пищу, называется столовая.

5. Мы в шкафу рядком стоим,
Чистотой своей блестим.
Приглашают нас на чай.
Знаешь нас?
Так отвечай!
(чашки)

6. Хоть задрал он к верху нос,

Только это не всерьез.

Ни перед кем он не гордится,

Кто пить захочет – убедится.

(Чайник)

- Для чего используют эту посуду?( Для приёма чая)

- Как же называют такой вид посуды? (Чайная)

- Верно. Посуда, для приёма чая называется чайная.

- Давайте сделаем вывод, какая бывает посуда по способу её использовани?( Столовая, кухонная, чайная)

2.3  «Какой, какая, какое?»

- Но посуду можно различать ещё по одному признаку, а по какому, мы сейчас с вами узнаем.

- Как вы думаете, из чего могут изготавливать посуду?

(ответы детей)

- Я буду говорить вам, из чего сделана посуда, а вы будете мне отвечать какая она? Например: сковорода из  чугуна - чугунная.

   Стакан из стекла - стеклянный

 ложка из дерева-  деревянная

 кастрюля из железа - железная

 чашка из фарфора - фарфоровая

 миска из пластмассы – пластмассовая

- Сделайте вывод, ребята, какая бывает посуда исходя из того, из какого материала её изготавливают? (Посуду бывает: стеклянная, деревянная, фарфоровая, пластмассовая, металлическая)

2.4 «Четвертый лишний»

- Вы молодцы. Следующее задание на внимание. Я буду называть слова, а вы должны сказать какое слово лишнее и почему.

Стакан, стол, тарелка, ложка.

сахарница, шкаф, миска , кастрюля.

Сковорода, половник, кувшин, диван.

Дуршлаг, чайник, кресло, хлебница

*Ложка, вилка, кострюля, нож.

*Кастрюля, сковорода, чашка, половник .

2.5 Физкультминутка

«Помощники»

Раз, два, три, четыре, (Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.)
Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. (Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.)
Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, (Снова загибаем пальчики.)
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно.)

2.6 «Посчитай посуду».

А теперь мы поиграем и посуду посчитаем.

- Посчитайте предметы посуды до 5. Например: у меня картинка кастрюли. Я считаю, одна кастрюля, две кастрюли, три кастрюли, четыре  кастрюли, пять кастрюль.

- Давай, сейчас с тебя начнем, Ксюша. Считай!

Слова: чайник, сковорода, половник, сахарница.

2.7 «Скажи наоборот» (с мячом)

- Сейчас мы поиграем с мячом в игру «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите, как будет наоборот.

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая.

Сковорода тяжелая – сковорода легкая.

Ножик старый – ножик новый.

2.8 Составление описательного рассказа о посуде

- Я предлагаю вам побыть настоящими писателями и придумать рассказ о любом предмете посуды. Чтобы было легче описывать предмет – посмотрите на схему-подсказку.

1. Что это?

2. Вид посуды?

3. Какого цвета? Какого размера?

4. Из какого материала сделана?

5. Из каких деталей состоит?

6. Какая по назначению?

Это чайник. Чайник это кухонная посуда.  Он синий, большой, металлический.. У него есть крышка, носик, ручка. В нём кипятят воду.

Эта кастрюля.  Кастрюля это кухонная посуда. Она зеленая, большая, металлическая. У нее есть стенки, донышко, крышка, ручки.

Эта сковорода.  Сковорода это кухонная посуда. Она синяя, большая, металлическая. У нее есть ручка, донышко , стенки.

Это кувшин. Кувшин это столовая посуда. Он фиолетовый ,большой , металлический. У него есть ручка, дно, носик, стенки.

2.7 «Скажи ласково»

 Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом: чашка-чашечка, ложка-ложечка и т.д.

- Я буду говорить вам слово, а вы  мне должны сказать это слово ласково

Чашка - чашечка

Ложка-ложечка

Вилка  - вилочка

Чайник-чайничек

Миска - мисочка

Стакан - стаканчик

Кружка - кружочка.

III Заключителная часть

-О чем мы с вами говорили на сегодняшнем занятии?

-какую посуду вы запомнили ?

 

 

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Тест по предмету “Человек и мир” 4 класс. Тема: Ефросиния Полоцкая

Тест по предмету “Человек и мир” 4 класс