Конспект логопедического занятия

 

Тема: звук [c]

Цель: автоматизация звука [c] в начале слова.

Задачи:

1.     Закреплять умение выполнять артикуляционную  гимнастику с опорой на наглядный материал.

2.     Формировать умение образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных.

3.     Формировать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением

Этап работы: 2. Формирование первоначальных речевых умений в ситуации диалогического общения.

Оборудование: Игрушка ( сова ), картинки с артикуляционной гимнастикой , предметные картинки, цветочек.

Речевой материал: Сон, сом, соль, суп, сыр, сын,  сани, соня, соты, сода,  сова, соки, соты,  собака, сорока, салака, сапоги, соловей, сандалии,  сарафан, суп, сыр, сани, собака, сорока, сапоги, сандалии, сарафан.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Здравствуй,  Арсений.

- Ну что, начнем наше занятие?
- Посмотри, кто к нам пришел! Кто это? (Сова).

-Арсений  какой  первый звук в слове Сова? (c) .

- Наша Совунья будет наблюдать за тобой,  как ты будешь выполнять задание. Ты же будешь стараться ? (да)

II. Основная часть

2.1 Артикуляционная гимнастика.

- Давай сделаем зарядку для язычка, чтобы наш язычок расслабился?

Ребенку показывается картинка с упражнением,  называется, ребенок выполняет упражнение по наглядности.

Упражнение: Улыбка

Цель: выработать умение удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.

Инструкция: Улыбнись, не обнажая резцы.( под счет до 5 )

Упражнение: Заборчик 

Цель: Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке , обнажая нижние и верхние передние зубы.

Инструкция: Улыбнись, покажи верхние и нижние зубки. Удерживай в таком положении (под счет до 5 )

Упражнение: Лопаточка

Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Инструкция: Улыбнись, приоткрой рот , положи  язычок на нижнюю губу. Удерживай  его в таком положении под счёт (от 1 - 5, 5 - 10.)

Упражнение: Накажем непослушный язычок

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким,  распластанным.

Инструкция: Немного приоткрой рот , спокойно положи язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя - пя - пя».( от 1 до 5

2.2 Дыхательная гимнастика

- Давай с тобой подуем на наш цветочек, чтобы он закрутился. Сильно-сильно. Помним, что вдыхаем мы носиком, выдыхаем ротиком. Дуть нужно длительно. Щечки, мы не надуваем.

 2.3  Звуковая дорожка

 Звуковая дорожка

Цель: развитие движение с произнесением  длительного звука [c}

Повторяй за мной.

Мы подуем высоко: С-С-С

(Произнося звуки, ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)

Мы подуем низко: С-С-С

(Ребенок приседает)

Мы подуем далеко: С-С-С

(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)

Мы подуем близко: С-С-С

(Стоя прямо, руки подносит ко рту)

Как здорово, ты умеешь дуть!

Давай сейчас произнесем с тобой громок громко звук с. А сейчас тихо.

2.4 «Повтори за мной »

- Давай с тобой повторим слова, и одновременно будем выкладывать камушки.

1) Сон, сом, соль, суп , сыр, сын.

2) Сани, соня, соты, сода,  сова, соки.

3) Собака, сорока, салака, сапоги, соловей, сандалии ,  сарафан.

- Молодец.

2.5«Много чего?»

– Посмотри, какая красивая коробочка. И там очень много картинок. Давай с тобой их назовем.

Картинный материал: суп, сыр, сани, собака , соловей , сапоги , сандалии , сарафан.

- А давай сейчас с тобой скажем эти слова со словом много.

Много чего?

 (Ребенок выполняет задание).

2.6«Хлопни в ладоши »

-Наша Сова решила отправиться в путешествие, но вот беда, она не может решить, что ей нужно взять в дорогу, давай поможем ей. Я буду называть тебе слова. А ты когда услышишь звук с,  хлопнешь в ладоши.

- Арсений  ты понял? Что нужно сделать, когда услышишь звук с? (хлопнуть в ладоши)

- Правильно

-Начинаем

Сапоги, малина, слон, стакан, ботинки, телефон, лист, коса , посуда , самовар , мандарины.

2.7 «Скажи ласково»

- Я буду называть тебе слово, и катить шарик. Ты мне обратно возвращаешь шарик и говоришь это слова только ласково.

Сад-садик

Лес-лесок

Пояс-поясок

Сын-сыночек

Самолет-самолетик

Сумка-сумочка

Носок-носочек

Сундук-сундучок

2.8 Образование притяжательных прилагательных.

–Совунья очень любит готовить. И она решила приготовить вкусный сок, и вкусное варенье  из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок, и какое варенье  у нее получился?

-Сок из винограда? - виноградный.

- Сок из абрикосов? – абрикосовый

- Сок из малины? – малиновый

- Сок из апельсина? – апельсиновый

- варенье из слив?- сливовое

- варенье из яблок? - яблочное

III. Заключительная часть.

-Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним с кем ты сегодня играл?

-Какие слова со звуком с ты запомнил?

-Что тебе больше всего понравилась?

-Молодец ты сегодня хорошо поработал и наша  Совунья приготовила тебе сюрприз. Выбери себе наклейку.

Источник: Баль, Н.Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательную программу спец. образования на уровне дошкольного образования / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск: Народная асвета, 2015

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Тест по предмету “Человек и мир” 4 класс. Тема: Ефросиния Полоцкая

Тест по предмету “Человек и мир” 4 класс