Соблюдение санитарных правил и норм, методических рекомендаций о сохранении здоровья учащихся при организации образовательного процесса
Соблюдение санитарных правил и норм,
методических рекомендаций о сохранении здоровья учащихся при организации
образовательного процесса
Постановление
министерства здравоохранения Республики Беларусь 27 декабря 2012 г. № 206 Об
утверждении санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего
образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений министерства
здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов (в
ред. постановлений Минздрава от 29.07.2014 № 63, от 25.11.2014 № 78, от
17.05.2017 № 35, от 03.05.2018 № 39)
Постановление
совета министров Республики Беларусь 7 августа 2019 г. № 525 об утверждении
специфических санитарно-эпидемиологических требований (в ред. постановления
Совмина от 17.01.2022 № 29)
В учреждениях размеры, конструкция
детской, ученической, бытовой мебели должны соответствовать функциональным
ростовым параметрам обучающихся и установленным стандартам.
Стулья должны устанавливаться в комплекте
со столами одного размера. Использование вместо стульев табуреток и скамеек
запрещается.
Ученическая мебель для учащихся I–IV
классов по мере износа должна заменяться на парты.
Одностороннее проветривание может
проводиться в присутствии детей: в теплое время года – непрерывно, в холодное –
до снижения температуры воздуха в помещении до 18-19°C. Относительная влажность
воздуха должна быть 30–60 процентов.
В учреждениях в учебных помещениях
(помещениях для занятий) окна не должны быть затенены цветами, декоративными
шторами, мебелью.
Для детей в возрасте от 7 лет: учебные,
библиотека, читальный зал, помещения для дополнительного образования +18 – +20
Дополнительные занятия (факультативные,
стимулирующие, поддерживающие) могут проводиться не ранее чем через 20 минут
после окончания учебных занятий или перед учебными занятиями в случае их начала
не ранее 9.00 или перед началом учебных занятий во вторую смену.
В специальных общеобразовательных и
вспомогательных школах (специальных общеобразовательных и вспомогательных
школах-интернатах), учреждениях общего среднего образования, реализующих
образовательные программы специального образования на уровне общего среднего
образования, специального образования на уровне общего среднего образования для
лиц с интеллектуальной недостаточностью, количество учебных, коррекционных и
факультативных занятий должно соответствовать учебным планам специального
образования на уровне общего среднего образования.
Непрерывная зрительная нагрузка на близком
расстоянии (при любых видах учебной деятельности) для детей в возрасте от 6 до
10 лет не должна превышать 10 минут, в возрасте от 11 лет – 15 минут.
Максимальная допустимая учебная нагрузка
учащихся должна быть в дни наибольшей работоспособности (вторник и (или) среда
- в 1 - 4-х классах; вторник, среда и (или) пятница - в 5 - 11-х (12-х)
классах) и равномерно распределена по другим дням учебной недели.
Контрольные работы в учреждениях
образования должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным
руководителем учреждения образования, не более чем по одному учебному предмету
в день в одном классе. Проведение
контрольных работ в понедельник, пятницу и на последних учебных занятиях
запрещается.
Приложение 3
к специфическим санитарно-
эпидемиологическим требованиям
к содержанию и эксплуатации
учреждений образования
К
ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата, в том числе передвигающихся на креслах-колясках, в учреждениях для
детей:
должны быть предусмотрены лифты, пандусы
или подъемники для входа в здание, доступа на первый и другие этажи здания;
при перепаде уровней пола в пределах этажа
должны предусматриваться лестницы с поручнями или пандусы;
должны предусматриваться поручни на всех
путях передвижения обучающихся (коридоры, рекреации, санитарные узлы, лифты и
другое);
ширина коридоров должна обеспечивать
возможность двустороннего движения детей;
габариты помещений и отдельных их зон,
проходов, коридоров, лифтов, пандусов должны соответствовать эргономическим
характеристикам кресел-колясок;
ребра ступеней должны быть закруглены;
в ограждении лестниц вертикальные элементы
должны иметь просвет не более 0,1 м, горизонтальные членения в ограждениях не
допускаются;
плавательный бассейн должен
предусматривать устройства, обеспечивающие возможность спуска в чашу бассейна и
подъема из нее обучающихся, периметр чаши бассейна должен быть оборудован
поручнями.
Для детей с нарушениями зрения в
учреждениях для детей:
лестницы должны иметь двусторонние поручни
и ограждение или сплошное ограждение сеткой;
допускается вместо лестниц использовать
пандусы, снабженные поручнями на разных уровнях (на высоте 0,5, 0,7 и 0,9 м);
для отделки стен используются материалы
разной фактуры (затертый кирпич, бетон, дерево) и разной окраски в зависимости
от назначения помещений;
материал для покрытия полов должен быть
звукопроводимым, контрастного цвета по отношению к стенам, лестницам или
пандусам;
все опасные зоны внутри здания (торцевые
стены коридоров, опоры внутри помещений, выступы и другое) окрашиваются в
красный цвет (или красный с белыми полосами), при окраске стен синие и
фиолетовые цвета использоваться не должны;
в строящихся зданиях конструктивные
решения должны исключать наличие внутренних опор в помещениях для пребывания
детей, в действующих зданиях опоры должны иметь круглое сечение.
Для детей с нарушением слуха в учреждениях
для детей:
помещения должны оснащаться хорошо
различимой визуальной информацией;
помещения наряду со звуковой системой
пожарной сигнализации оснащаются световой сигнализацией.
Принимаются меры по соблюдению личной
гигиены работниками и обеспечению должного санитарного состояния помещений,
предусматривающие: создание условий для соблюдения гигиены рук работниками и
обучающимися, обеспечение в местах общего пользования и при входе в обеденный
зал объекта общественного питания учреждения образования наличия в умывальниках
холодной и горячей проточной воды, укомплектование умывальников мылом или
дозаторами с жидким мылом (с учетом возраста обучающихся), одноразовыми
бумажными полотенцами (электросушилками) или индивидуальными полотенцами
(дошкольный возраст); обеспечение умывальников для медицинских работников,
работников объекта питания и иных работников, а также для обучающихся в
возрасте старше 18 лет дополнительно дозаторами со средствами дезинфекции
кожных покровов/антисептиками для кожи (оптимально использование локтевых,
сенсорных дозаторов) для обработки рук; обеспечение контроля и регулярной
заправки дозаторов с жидким мылом и антисептиками; мытье рук с мылом обучающимися и работниками
по приходу в учреждение образования, после прогулок, занятий, в том числе на
открытом воздухе, после посещения туалета, перед приемом пищи, по мере
необходимости.
Проводится информационно-разъяснительная
работа по профилактике острых респираторных инфекций (ОРИ), в том числе
инфекции COVID-19.
Организация постоянной ежедневной работы с
обучающимися по мерам профилактики ОРИ и инфекции COVID-19, в том числе
соблюдению правил гигиены рук, респираторного этикета, социальной дистанции,
бесконтактного приветствия, слежения за чистотой своего рабочего места,
своевременного обращения к медицинскому работнику или ответственному по
учреждению лицу при появлении признаков ухудшения состояния здоровья и иное,
обеспечение всех работников масками, перчатками и средствами дезинфекции для
рук/антисептиками для кожи.
Приложение 9
к
Санитарным нормам и правилам
"Требования
для учреждений
общего
среднего образования"
КОМПЛЕКСЫ
УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Комплекс упражнений
гимнастики для глаз для учащихся 1 - 4-х классов
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и
посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считая до
трех), затем открыть глаза и посмотреть вдаль (считая до пяти). Повторить 4 - 5
раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить
глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца
вытянутой руки влево и вправо, затем вверх и вниз. Повторить 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой
руки на счет от одного до четырех, потом перенести взор вдаль на счет от одного
до шести. Повторить 4 - 5 раз.
5. Исходное положение - сидя, руки вперед.
Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками,
не поднимая головы, руки опустить одновременно с выдохом. Повторить 4 - 5 раз.
Комплекс
упражнений гимнастики для глаз для учащихся 5 - 11-х (12-х) классов
1. Исходное положение - сидя, откинувшись
на спинку парты. Глубоко вдохнуть, наклонившись вперед к крышке парты, затем
выдохнуть. Повторить 5 - 6 раз.
2. Исходное положение - сидя, откинувшись
на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть.
Повторить 5 - 6 раз.
3. Исходное положение - сидя, руки на
поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в
исходное положение. Повторить 5 - 6 раз.
4. Исходное положение - сидя. Поднять
глаза кверху, выполнить глазами круговые движения по часовой стрелке, затем
против часовой стрелки. Повторить 5 - 6 раз.
5. Исходное положение - сидя, руки вперед.
Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, одновременно вдыхая. Следить
за руками, не поднимая головы. Руки опустить, одновременно выдохнув. Повторить
4 - 5 раз.
6. Исходное положение - сидя. Смотреть
прямо перед собой на классную доску 2 - 3 сек., перенести взор на кончик носа
на 3 - 5 сек. Повторить 6 - 8 раз.
7. Исходное положение - сидя, закрыв
глаза. В течение 30 сек. массировать веки кончиками указательных пальцев.
Комментарии
Отправить комментарий