Конспект индивидуального логопедического заняти
Тема: звук [c]
Цель:
автоматизация звука [c] в начале слова.
Задачи:
1.
Закреплять умение выполнять
артикуляционную гимнастику с опорой на
наглядный материал.
2.
Формировать
умение образовывать притяжательные прилагательные от имен существительных.
3.
Формировать умение образовывать имена
существительные с уменьшительно-ласкательным значением
Этап
работы: 2. Формирование
первоначальных речевых умений в ситуации диалогического общения.
Оборудование:
Игрушка (сова), картинки с артикуляционной гимнастикой, предметные картинки,
цветочек.
Речевой
материал: Сон, сом, соль, суп, сыр, сын, сани, соня, соты, сода, сова, соки, соты, собака,
сорока, салака, сапоги, соловей, сандалии,
сарафан, суп, сыр, сани, собака, сорока, сапоги, сандалии,
сарафан.
Ход занятия
I. Организационный момент.
-
Здравствуй, Дима.
- Ну что, начнем наше занятие?
- Посмотри, кто к нам пришел! Кто это? (Сова).
-Дима, какой первый звук в слове Сова? (c) .
- Наша Совунья будет наблюдать за тобой, как ты будешь выполнять задание. Ты же будешь
стараться? (да)
II. Основная часть
2.1 Артикуляционная гимнастика.
-
Давай сделаем зарядку для язычка, чтобы наш язычок расслабился?
Ребенку
показывается картинка с упражнением,
называется, ребенок выполняет упражнение по наглядности.
Упражнение: Улыбка
Цель: выработать умение
удерживать губы в улыбке в течение нескольких секунд.
Инструкция:
Улыбнись, не обнажая резцы (под счет до 5 )
Упражнение: Заборчик
Цель:
Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние
зубы.
Инструкция:
Улыбнись, покажи верхние и нижние зубки. Удерживай в таком положении (под счет
до 5 )
Упражнение:
Лопаточка
Цель: Вырабатывать
умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.
Инструкция: Улыбнись,
приоткрой рот, положи язычок на нижнюю
губу. Удерживай его в таком положении
под счёт (от 1 - 5, 5 - 10.)
Упражнение:
Накажем непослушный язычок
Цель: Вырабатывать
умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Инструкция: Немного приоткрой рот,
спокойно положи язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук
«пя - пя - пя».( от 1 до 5
2.2
Дыхательная гимнастика
- Давай с тобой подуем на наш цветочек, чтобы он
закрутился. Сильно-сильно. Помним, что вдыхаем мы носиком, выдыхаем ротиком.
Дуть нужно длительно. Щечки, мы не надуваем.
2.3
Звуковая
дорожка
Звуковая дорожка
Цель: развитие
движение с произнесением
длительного
звука [c}
Повторяй
за мной.
Мы подуем высоко: С-С-С
(Произнося звуки, ребенок встает на
носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С
(Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С
(Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед,
вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С
(Стоя прямо, руки подносит ко рту)
Как здорово, ты умеешь дуть!
Давай сейчас произнесем с тобой громок
громко звук с. А сейчас тихо.
2.4 «Повтори за мной »
- Давай с тобой повторим
слова, и одновременно будем выкладывать камушки.
1) Сон, сом, соль, суп, сыр,
сын.
2) Сани, соня, соты,
сода, сова, соки.
3) Собака, сорока, салака,
сапоги, соловей, сандалии, сарафан.
- Молодец.
2.5«Много
чего?»
– Посмотри, какая красивая коробочка. И там очень
много картинок. Давай с тобой их назовем.
Картинный материал: суп, сыр, сани, собака, соловей,
сапоги, сандалии, сарафан.
- А давай сейчас с тобой скажем эти слова со словом
много.
Много чего?
(Ребенок выполняет
задание).
2.6«Хлопни в
ладоши »
-Наша Сова решила отправиться в путешествие, но вот
беда, она не может решить, что ей нужно взять в дорогу, давай поможем ей. Я
буду называть тебе слова. А ты когда услышишь звук с, хлопнешь в ладоши.
- Арсений ты понял?
Что нужно сделать, когда услышишь звук с? (хлопнуть в ладоши)
- Правильно
-Начинаем
Сапоги, малина, слон, стакан, ботинки, телефон, лист,
коса, посуда , самовар , мандарины.
2.7 «Скажи ласково»
- Я буду называть тебе
слово, и катить шарик. Ты мне обратно возвращаешь шарик и говоришь это слова
только ласково.
Сад-садик
Лес-лесок
Пояс-поясок
Сын-сыночек
Самолет-самолетик
Сумка-сумочка
Носок-носочек
Сундук-сундучок
2.8 Образование притяжательных прилагательных.
–Совунья очень любит готовить. И она решила
приготовить вкусный сок, и вкусное варенье
из фруктов и ягод. А ты скажи, какой сок, и какое варенье у нее получился?
-Сок из винограда? - виноградный.
- Сок из абрикосов? – абрикосовый
- Сок из малины? – малиновый
- Сок из апельсина? – апельсиновый
- варенье из слив?- сливовое
- варенье из яблок? - яблочное
III. Заключительная часть.
-Наше
занятие подошло к концу. Давай вспомним с кем ты сегодня играл?
-Какие
слова со звуком с, ты запомнил?
-Что
тебе больше всего понравилась?
-Молодец
ты сегодня хорошо поработал и наша
Совунья приготовила тебе сюрприз. Выбери себе наклейку.
Источник:
Баль, Н.Н. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи на коррекционных занятиях: пособие для педагогов
учреждений образования, реализующих образовательную программу спец. образования
на уровне дошкольного образования / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Минск: Народная
асвета, 2015
Комментарии
Отправить комментарий